Лагерь нашего времени

Я ничего бы не хотела поменять в лагере, кроме нашей комнаты; да, отсутствие туалета и душа – это неудобно. Особенно ночью. В комнате уборкой не занимались, наверное, пару лет. Когда мы вошли внутрь, я готова было увидеть все, мне так казалось, но такого я, правда, не ожидала. Стены на меня давили, сдавливали всю мою любовь к чистоте, порядку и свету. Интересно, сколько осталось похожих зданий? Я вспомнила дом прабабушки в Габах, такой старенький, советский, с выцветшими узорчатыми неприятного цвета обоями, с деревянным полом, который запылился лишь потому, что там никто не живет, с окнами без тюлей, без карниза какого-либо, с коричневыми шторами, которые держаться на веревке… Но ТАМ ВЕДЬ НИКТО НЕ ЖИВЕТ. А эта комната была аналогам. Были тумбочки, шкаф и стол. Кровати, на пружинах и деревянные, и единственным знаком 21 века были плакаты Звери и Pussycat Dolls на стенах и какой-то детский рисунок. Плакаты я сорвала сразу. Рисунок решили с Аленой оставить. На стенах на обоях были надписи. Нет, мне не хотелось читать, просто случайно глаза наталкивались на кричащие фразы. Я рассматривала “свою” стену. Самая большая надпись гласила “Хочу курить”, потом кто-то дописал “А пить?”, а пот ом уже третий подчерк “И пить тоже.” Медитация натренировала оставаться спокойной в ситуациях неудобных. И неприятных. Я не подала виду, ЧТО я подумала про это место. Мне не хотелось расстраивать Алёну, которую я встретила в БГУ и сразу же пригласила поехать со мной побыть вожатыми в лагере, она согласилась, вообще, я ее втянула сюда, сама не знала куда. В первый день я вымела из-под кровати две пустые бутылки водки. Ага, вот какие вожатые жили здесь раньше. Когда нам дали постельное белье, я опять посмотрела с досадой. Белого цвета, с пятнами от старости или от сырости, пододеяльник порван. Мне стало смешно. Мне казалось, что в современном мире так не должно быть. Мне казалось, что людям в такие условиях жить нельзя, иначе… иначе ведь можно и привыкнуть жить в скотских условиях, а потом… а потом и деградировать в что-то примитивное, чтобы соответствовать этим условиям.

2014-08-15 18.05.08

Люди там работали разные. Студенты и не студенты. Меня с Алёной поставили на отряд (больше-меньше) 10-летних детей. Еще вместе с нами была женщина. Она постоянно укоризненно качала головой и давала советы и наставления. Разумеется, бесполезные. Например, о том, что второе образование получать нельзя, потому что так ведь и в Новинки (психиатрической больница) можно попасть, где ж это видимо, столько знать. А еще она была женщиной чувствительной. Она постоянно говорила, что она чувствует радиацию от мобильных телефонов и другой техники. При этом всю смену, она, увидев меня с мокрой головой, предлагала фен, и каждый раз слыша отказ и объяснение, что волосы летом я не сушу феном. Она рассматривала мой ответ как его отсутствие и потом опять и опять предлагала мне фен. И вообще волосы ей мои не нравились. Она говорила, что я, как лев, и прическу мне надо срочно менять. Мне нравилось такое сравнение. Лев. Хоть у кого-то в глазах я выгляжу как кто-то опасный. Принципы ее были старомодны, полные предрассудков. Я не могла понять, ну КАК, КАК люди с таким бесцветным и скучным умом получаются. Создавалось впечатление, что она из прошлого. Или у нее время остановилось и в жизни ничего не менялось лет 20. А ещё ее выделяла вера в Бога. Она молилась перед едой и дала мне молитву водителя, хоть я ее заверяла, что я не молюсь, когда за рулём.

2014-08-16 11.16.27

Горячую воду включали по расписанию. Интернет тянул только в нескольких точках лагеря. Территория лагеря была ограждена сеткой, чтобы никто не сбежал и не забежал. Ворота были огромные, правда, открывались они только дважды за смену, как я поняла: во время заезда и когда уезжали дети домой.

2014-08-16 11.23.44

Мне все нравилось. Точнее я училась, чтобы мне там все нравилось. Когда я просыпалась пораньше и шла к “бане”, чтобы помыться, я пыталась найти внутри этого огромного плиточного здания с поржавевшими трубами что-то привлекательное. Я всегда все делала там осторожно, мне чудилось, что я могу ручку оторвать ненароком или что-то поломать, очень там все ненадежно выглядело.

2014-08-15 01.17.48

Я много рисовала. Постоянно надо было что-то придумывать. Огромный плюс лагеря был в том, что там действительно работали и развлекали детей. Конкурсов было много и придумывать нужно было вожатым много. Единственная “иллюзия” (так я уже это типичное белорусское называю – когда написано одно, делается другое или вообще не делается) была зарядка. Ее не было, хоть в расписании стояла.

R

Утром, проснувшись, можно было обнаружить на себе муравьёв.

Дети были хорошие. Были хулиганы, окно побили как-то. Но в целом дети были чудесные. Была девочка, Маша, ангелок, везде участвовала. Я ее обожала за ее светлую душу и ясный ум. И еще Настя была, добрая и тихая. Я наглядно осознала, что возраст не определяет качество внутреннего мира. Дети были почти одного возраста, но были такие наглые, что просто возникал вопрос “Когда они успели в таких превратиться?”.

Директор, не смотря на то, что человеком культурным его сложно назвать, мне чем-то нравился. Что-то нравственного от него услышать было сложно, но и безнравственного он ничего, кажется, не делал. Взбалмошный человек, который был хозяином лагеря много лет и, наверное, огрубел немного и очерствел с годами. Мы с ним пару раз говорили, он рассказывал про свою дочь, спросил приеду ли еще. Он называл меня “дитятка” и, наверное, показывал таким образам свое хорошее отношение ко мне. Как-то он спросил, зачем я еду домой, и сам же ответил: “За водкой?” Я говорю, нет, я водку не пью вообще. А он: “Ты что больная?”

Алёна заслуживает отдельного абзаца. Она учится на мехмате. Из Новогрудка. Большая умница, начитанная, ответственная, и воспитание у нее очень хорошее. Она очень любит родителей и Беларусь, розовый цвет и не любит кофе. Еще она спрашивает парней «Куда впадает Волга?» и считает, что ответ на этот вопрос знать нужно обязательно. Обычно мне люди надоедают, если долго с ними жить. Но Алёна уникальна в этом плане. Она на столько гармонична, что, как и все гармоничные люди, не пыталась найти недостатки во мне, чтобы был повод поругаться.2014-08-16 07.13.16

Алёна, умница, записывала комментарии директора немного:

*** Нормальный работник тот, который много выспался, а я мало сплю, поэтому я не адекватный”

*** Я же хорошего не замечаю. И моя основная цель “посмотреть, увидеть и вломить”.

*** Однажды почистив зубы перед сном я и Маша возвращались в своё домик и встретили директора. Сказали ему «доброй ночи» на что он там ответил «доброй ночи, козочки».

***Спасибо в карман не положишь, поэтому нечего меня благодарить.

*** Для глаза самая полезная вещь– это кулак.

*** Мне всегда нравится смотреть, как женщины едят бананы.

Еще было дежурство на калитке. Нужно было записывать, когда кто-то заходил на территорию лагеря. Я сидела два раза. И даже за пару этих часов, мне попался папа одной девочки, которого я ели прогнала от себя. Он принес мне коробку конфет, потом просто стоял над душой и говорил какую-то чушь.

Дежурили мы и ночью. ВСЮ НОЧЬ. И прямо на диван, на котором ты сидишь и дежуришь, направлена видеокамера, которая просматривалась в кабинете директора. Одну ночь мне очень повезло. В одном из отрядом был парень, тоже вожатый, так он такое солнце, что просидел со мной большую часть ночи, и мы просто болтали и играли в шашки, мне даже спать не хотелось. А потом я просто пошла в комнату к детям, легла на свободную кровать и вторую часть ночи наглым образом проспала.

Давно меня столько не обнимали. На мне постоянно висели дети, и многие хотели идти за руку. Было заметно, какие у кого родители и сколько любви они давали детям. Был мальчик, который не позволял до себя дотронуться сначала, потом привык. Был мальчик, который, правда, достал за смену своими слезами и вопросами. Казалось, он думал, что он один в отряде, а не один из двадцати.

Дети брызгались дезодорантами, кровати застилать мальчики не умели, по ночам я включала им сказки. Мы занимались приятной рутиной: ставили клип, учились танцевать, разучивали девиз и отрядную песню, создали флаг отряда. А еще детям нужно было собирать шишки. Я не поняла зачем.

Е

Директор любил старые песни и включал их на дискотеке. Детей это бесило, но ничего не сделаешь. Он здесь царь и государь.

Столовая у нас была хорошая. Директор ее обожал и просто гордился всей душой. Колбаса варенная, макароны, каши… Хорошая советская столовая, калорийная, много котлет. По вечерам детям давали сухари с кефиром. Сухари подавали в огромную миске, как в тазике, и каждый брал, сколько хочет. Чтобы хлеб не пропадал. Бифидин. Это, считается, очень полезная еда.

В лагере работали другие ребята. Среди них был Эрик. Ему 17 лет, он МНОГО читает и поступил на КСиС в БГУИР. Очень умный и мысли у. него светлые.

xreRtd1FGds

“Все дети рождаются с открытыми душами, как ангелы. Но потом все взрослеют и душа прячется внутрь. У вас, Анастасия Анатольевна, еще открытая душа, вы как ангел.”                                                                                                                                                                                                                              Маша

2014-08-16 07.15.57

This entry was posted in Belarus. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

